Линкольнский собор
Линкольнский собор (Линкольнский собор Девы Марии) - готический собор одноимённого диоцеза церкви Англии в городе Линкольн, строившийся с конца XII века по 1311 год. До обрушения в 1549 году центрального шпиля 160-метровый собор был самым высоким зданием на Земле. До его постройки рекорд высотности на протяжении тысячелетий принадлежал пирамиде Хеопса.
Строительство собора в Линкольне началось после того, как в 1072 году туда из Дорчестера переехал епископ. Первый собор строился в спешке и во время землетрясения 1085 года обрушился. Амбициозный епископ Гуго задумал заменить его грандиозным сооружением, которое и сейчас входит в тройку наиболее крупных храмов Великобритании.
К 1290 году, когда в соборе отпевали королеву Элеонору Кастильскую, основные строительные работы были завершены. По мнению Джона Рёскина и многих других ценителей средневекового искусства, Линкольнский собор — чистейшее воплощение английской готики. Его архитектурные мотивы угадываются в облике многих неоготических сооружений викторианской эпохи, включая башню Виктории при Вестминстерском дворце в Лондоне.
Одновременно с собором в середине XIII века был возведён дом капитула — старейший пример такого рода постройки на территории Великобритании.
Соборная библиотека славится собранием средневековых рукописей. Её строительством заведовал Кристофер Рен, который пожертвовал в её пользу 5000 томов из личного собрания. Собор издавна гордится своими органистами, одним из которых был Уильям Бёрд. Нынешний орган — викторианского происхождения.
Собор имеет сложный и несимметричный план с беспорядочно расположенными в нетрадиционных местах порталами, сдвоенными трансептами и рядами капелл. Восточная часть собора считается лучшим творением английской архитектуры второй половины XIII в. Снаружи ее отличают тонкая ажурная резьба по камню и ряд полосатых, облицованных камнем контрфорсов.
На западном фасаде Линкольнского собора между двумя башнями расположен притвор с гигантскими порталами, выполненный в XIII столетии. Мотивы скульптурного фриза на западном фасаде явно заимствованы из архитектуры Западной Франции. Из Франции заимствован и мотив "Галереи королей" сооруженной Джоном из Уэльбурна в XIV столетии.
Северный фасад главного трансепта украшает прекрасное окно-роза, известное под названием "Глаз настоятеля". Аналогичное окно, с ажурными переплетами чрезвычайно тонкой работы, можно видеть на южном фасаде - оно называется "Глаз епископа". Среди цветных стекол южного окна сохранились фрагменты подлинных средневековых витражей, уцелевших в бурях Реформации и гражданских войн.
К собору примыкает облицованное мрамором здание пресбитерий. Его фасады, украшают пятью выступами-фонарями с высокими окнами и высокое стрельчатое окно с восточной стороны. Окно обрамляют арками с колоннами, капители которых покрыты пышной резьбой.
Интерьер Линкольнского собора отличается благородством архитектурных форм. Прославленный "Ангельский хор", сооруженный в 1256-1280 годах, является прекрасным образцом зрелой английской готики с ее сложным архитектурным декором. Хор украшают тридцать монументальных скульптур. Здесь же располагаются ряды деревянных скамей, спинки которых украшают резные панно с изображениями спящих римских солдат. Многоцветные оконные витражи окрашивают внутреннее пространство храма во все цвета радуги.
Высоко на северной стене "Ангельского хора" можно видеть небольшую, около тридцати сантиметров, вырезанную из камня фигурку сидящего чертенка. Легенда рассказывает, что как-то черт среди бела дня выпустил своих чертенят погулять. Вдруг сильный порыв ветра подхватил двоих и принес их в Линкольн. Увидев могучую громаду собора, чертенята были так поражены его величием, что сперва побоялись войти в него. Но один из них, самый отчаянный, все-таки влетел внутрь собора и начал пакостить: толкнул священника, подставил ножку епископу, начал подвывать и мешать петь хору, и, наконец, попытался разбить окно. Тогда спустившиеся с небес ангелы велели ему прекратить безобразия. "Что ж, попробуйте, остановите меня!" - нахально заявил чертенок, взлетел высоко к самым сводам храма, и... по ангельскому слову тут же окаменел, навечно застыв на стене хора, который с тех пор стал именоваться Ангельским.