Чугунный мост
Чугунный мост через реку Северн под Колб-рукдейли в Англии - первая в мире конструкция подобного рода. Его изящные пропорции типичны для архитектурных стилей XVIII столетия. Сам мост, однако, стал символом новых, грядущих времен. В ту пору это был неслыханно смелый проект, осуществление которого потребовало от его авторов большой изобретательности.
Мост был создан мастерами-чугунолитейщиками Абрахама Дерби. Изготовленный по частям, мост был доставлен на место и смонтирован в 1779 году. Это первая в мире конструкция подобного рода. Изящные пропорции, удивительно четкое литье - мост через реку Северн стал предвестником грядущих времен технических прорывов и изобретений. Осуществление подобного проекта потребовало от его создателей немалого опыта, сноровки и изобретательности.
В 1777 году были сделаны первые детали моста: части перекрытия и нервюры. Самыми тяжелыми частями iron bridge были центральные арки. Их вес составил 5,1 тонны каждая. Внешний вид моста, его дизайн и архитектура были разработаны сэром Причардом. Но воссоздать задуманное было суждено Абрахаму Дерби, так как через год после начала строительства сэр Причард скончался. После того, как все детали моста были доставлены на место, мастера принялись монтировать строение, используя не болты и гайки, а клинья и шипы. Мост был собран за несколько месяцев. Торжественное открытие iron bridge состоялось в 1781 году.
Длина пролета моста составляет 30,6 метра, его вес - 384 тонны. В наши дни, как и в далеком прошлом, мост вызывает живейший интерес любопытствующих туристов. Сразу после открытия к мосту стали приходить люди, его торопились зарисовать художники, а для соорудивших его мастеров и инженеров он стал самой лучшей рекламой. На северном конце моста по пятницам процветал возникший сам собой рынок, - он, кстати, и поныне функционирует в этот день. Вскоре вокруг моста вырос небольшой городишко Айронбридж ("Чугунный мост"). В 1795 году, когда Северн вышел из берегов, мост с честью выдержал испытание, в то время как все каменные мосты были снесены небывалым паводком. Это стало еще одним более чем убедительным доказательством его надежности и принесло заводам Дерби строительные подряды на новые мосты. В начале семидесятых годов нашего века мост был подвергнут реставрации.
Сейчас он является центром местного музейного комплекса, экспонатом истории материальной культуры человечества. К комплексу относятся также музей чугуноплавильного дела в Колбрук-дейли, музей фарфора на территории старой Куолпортской фабрики, музей декоративных изразцов на бывшей фабрике Крейвен-Даннел и частично реконструированные кварталы промышленного района девяностых годов прошлого века в Блист-Хилл. Еще одна интересная достопримечательность комплекса - доменная печь, в которой Абрахам Дерби I впервые вместо древесного угля применил кокс.